0 ₽
Оформить заказТрадиционная узбекская посуда пользуется популярностью во всех странах Центральной Азии. Ляганы для плова, кесе для вторых блюд или пиалы для чая от узбекских мастеров жители Алматы и Шымкента, Бишкека и Душанбе приобретают в основном на ярмарках.
Существует три способа подделки. Первый – роспись гуашевыми красками по ангобированной (ангоба – жидкая глина с красителем, которая наносится на изделие до первого обжига. – «Курсив») поверхности с последующей ее лакировкой. Мебельный лак виден сразу по специфическому теплому отблеску. Такое изделие нельзя использовать на кухне.
Второй способ: при внешне качественной росписи используются красители, которые не соответствуют традициям региона. Для риштанской керамики характерны мазки свободной кистью бирюзовыми, темно-синими и коричневыми красками на тонком молочно-белом ангобном слое. Красный, черный, желтый и оранжевый цвета не приветствуются. Разве что на экспорт куда-нибудь в Европу. Вообще не приемлют красного цвета мастера Хорезма с их небесно-голубыми изделиями, следующие традиционной зелено-коричневой гамме художники-керамисты Гиждувана, а также гончары Самарканда с их неповторимой ярко-голубой поливной керамикой с черной орнаментикой.
Третий способ – применение изготовленной в Китае (или где-то еще) керамической деколи. Речь о специальных переводных картинках, которые наносятся на глазурированную поверхность изделия с последующим обжигом при температуре 200–300 градусов по Цельсию. Выглядит деколь, безусловно, эффектно. Но и стирается достаточно быстро: при постоянном использовании керамического изделия рисунок на нем уже через год теряет былую свежесть. Отличить деколь от традиционного для узбекской керамики подглазурного нанесения рисунка несложно. Достаточно посмотреть на поверхность лягана или кесе под углом на свет. Деколь дает пусть и малозаметный, но рельеф.